Сколько выходов у м маяковская. История станции метро «Маяковская

Станция "Маяковская" открыта 11 сентября 1938 года в составе второй очереди Московского метрополитена. Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке проект станции получил Гран-при. Смотрим, как выглядела станция в 2013 году.

1, Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать "Триумфальная площадь" по её расположению под одноимённой площадью. В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на "Площадь Маяковского". В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название "Маяковская" в честь советского поэта Владимира Маяковского.

2. Станция имеет два наземных вестибюля. Южный вестибюль был открыт вместе со станцией в 1938 году. Он встроен в здание Концертного зала имени П. И. Чайковского на углу Тверской и Большой Садовой улиц.

3. Второй (северный) выход станции был открыт 2 сентября 2005 года на пересечении 1-й Тверской-Ямской улицы и 1-го Тверского-Ямского переулка.

4. Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 34 метра). Построена по индивидуальному проекту. "Маяковская" является первой в мире станцией глубокого заложения колонного типа. Общая ширина платформы составляет 14,3 метра, а длина — 156 метров.

5. В конструкции станции впервые в СССР использована сталь вместо железобетона. Стальные колонны поперечного сечения 65×75 сантиметра поддерживают три станционных нефа. Колонны стоят на продольной металлической балке диаметром 1,6 метра, уложенной на бетонной плите. В средней части станции сделан ряд металлических распорок-затяжек для увеличения жёсткости конструкции. Высота сводов центральных арок составляет 5,3 метра; ширина пролётов — 8,9 метра; шаг арок — 4,2 метра.

6. Во время Великой Отечественной войны станция использовалась как бомбоубежище. 6 ноября 1941 года на "Маяковской" состоялось заседание Московского Совета депутатов трудящихся с московскими партийными и общественными организациями, приуроченное к 24-й годовщине Октябрьской революции 1917 года. В этот день здесь с докладом выступил Иосиф Сталин, причём на "Маяковскую" он приехал на поезде со стороны станции "Белорусская".


Фото с сайта pastvu.com

7. Колонны и арки станции покрыты рифлёной нержавеющей сталью, благодаря которой можно бросить монетку с одной стороны, а она приземлится с другой стороны арки. Угловые части колонн на высоту человеческого роста декорированы уральским камнем «орлец» (родонит); к настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами. Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло». Свод станции покрыт белой штукатуркой, но из-за желтого света светильников она кажется кремовой.

8. Светильники находятся в тридцати четырёх овальных нишах свода центрального зала. Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. В перспективе зала эти освещённые ниши смотрятся как люстры. Здесь также размещены вентиляционные решётки. Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты (автор эскизов — А. А. Дейнека, тема — "Сутки советского неба"). Мозаики были набраны в мастерской В. А. Фролова в Ленинграде. Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.


9. К недостаткам оформления станции можно отнести тот факт, что мозаичные панно фактически исключены из общего архитектурного ансамбля. Чтобы их рассмотреть, необходимо встать под один из куполов и задрать голову вверх.

10. Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором "уфалей", нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком "давалу". Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом. Путевые стены завершаются карнизом из нержавеющей стали. Выше просматривается тюбинговый рельеф боковых тоннелей. Своды боковых тоннелей завершают поперечные полуарки из нержавеющей стали, к концам которых подвешены двояковыпуклые светильники. Прямоугольные впадины между полуарками по замыслу автора призваны зрительно облегчить свод. Однако эти впадины и тюбинговые полосы архитектор С. М. Кравец относил к недостаткам станции, так как по его мнению они вносят зрительное беспокойство.

11. Пол станции выложен геометрическим орнаментом мрамора. Использованы три сорта камня: желтоватый «газган», красный «салиети» и оливковый "садахло". Вдоль краёв перронов станции уложен серый гранит.

Станции Московского метрополитена отснятые мной в разное время в рамках проекта "". Кто еще не видел, заходите.

Всё самое оперативное можно смотреть у меня в

Невозможно по-настоящему понять жизнь большого города, не окунувшись в стремительный его водоворот, не перенесясь из конца в конец на степенных троллейбусах, звонких трамваях, зеленоглазых такси. Но подлинный пульс этого гигантского организма ощущаешь глубоко под землей, в метро.

Московский метрополитен имени В. И. – это сложное инженерное сооружение – основная транспортная артерия столицы. Голубые пунктиры вагонов мчатся по кругу, вдоль и поперек подземного лабиринта. Зимой и летом... Каждый день... В будни и праздники...

Темнота тоннелей внезапно обрывается, ярко и торжественно вспыхивают станции, поражая непохожестью и сказочной палитрой мраморов. В этом разнообразии архитектурных форм и образов отражается целая эпоха.

А. Душкин. «Станция метро „Маяковская“». 1938.

Среди станций Московского метрополитена особое место занимает «Маяковская». Открытая 11 сентября 1938 года, она стала уникальным памятником великому пролетарскому поэту, созданным архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным.

В 1935 году состоялась Всемирная выставка в Париже, где проект станции вызвал восхищение публики и привлек к себе внимание многих архитекторов. Значительный для того времени успех советского искусства был отмечен высшей наградой – «Гран-при» выставки. Позднее, в 1938 году, на такой же выставке в Нью-Йорке демонстрировался фрагмент станции, выполненный в натуральную величину. Работа молодого советского архитектора получила всеобщее признание.

Прошло немало лет. «Маяковская» достойно выдержала испытание временем.

Вот вы оставили наверху концертный зал, кинотеатр, и неутомимая лента эскалатора уносит вас глубоко под землю. Еще немного – и вы в центральном зале станции «Маяковская». Все вокруг пронизано воздухом, светом, все сливается в гармоничную и торжественную архитектурную симфонию.

В качестве новой несущей конструкции использованы изящные стальные колонны. Это позволило автору добиться целостной и выразительной композиции. А ведь «Маяковская» была первой колонной станцией глубокого заложения.

Основные принципы проектирования станций метрополитена А. Н. Душкин сформулировал уже в первых своих работах. Большое внимание уделял он новым достижениям строительной науки и техники. Но, пожалуй, главное – бережное отношение к пространству.

Понимая, что глубоко под землей каждый отвоеванный метр стоит колоссальной затраты сил, архитектор стремится наиболее экономно его использовать. Он учитывает даже толщину облицовки стен. Тем более выбор стальных конструкций при проектировании станции «Маяковская» не случаен.

За счет незначительной толщины опор зодчий получил максимум пространства, которого так не хватает в станциях пилонной конструкции. Судите сами. Пилоны – массивные стены с узкими проходами – делят станцию на три части. Спускаясь по эскалатору в центральный зал и слыша шум приближающегося поезда, пассажиры не видят, к какой из платформ он подходит, и, ускорив шаг часто до бега, обнаруживают свою ошибку, только выйдя на перрон. Здесь же вы воспринимаете интерьер с любого места.

Архитектурный образ «Маяковской» предельно выразителен и строг.

Обратите внимание, как удачно подчеркнул автор полосами профилированной нержавеющей стали напряжение, скрытое в плавно текущих формах арок. Обычно в строительстве сталь применяется для изготовления всевозможных колонн, балок, ферм, труб. Неожиданно для всех Душкин использовал сталь в совершенно новом качестве: как отделочный материал! Четкие линии арок, оживленные отраженным светом, придали интерьеру праздничный, нарядный вид.

Интересен контраст холодной стали и красного камня, которым частично, на высоту человеческого роста, облицованы колонны. Маленькие пластинки толщиной всего в полсантиметра. Это драгоценный уральский орлец, в строительстве он применяется чрезвычайно редко.

Автор с большим вкусом подобрал тональные и цветовые отношения природного камня для облицовки станции. Спокойный и в то же время торжественный колорит как нельзя лучше отвечает общему архитектурному замыслу. Сочетание черного, серого и красного, контрастирующее с белым цветом потолка, составляет то общее настроение, которое придает интерьеру силу и свежесть.

Из крупных гранитных плит, выдержанных в общей цветовой гамме, архитектор решает и пол станции. Конечно, гранит – материал дорогой, но в данном случае цена относительна. Например, гораздо более дешевые асфальтовые полы – вы их можете встретить на некоторых станциях – часто нуждаются в ремонте, неприглядны, собирают пыль. Практически вечный гранит лишен всех этих недостатков.

Рисунок пола в противовес пластичным архитектурным формам очень лаконичен и геометрически прост. Его строгий орнамент составляют два ряда черно-белых квадратов. Между ними по оси зала бежит полоса темно-красного гранита. У торцовой стены она как бы устремляется вверх – пьедесталом бюста Маяковского. Здесь вы обязательно остановитесь и задержите взгляд на лице поэта.

Замечательно освещение станции. Оно вообще имеет особое значение в архитектуре, тем более когда речь идет о подземном сооружении. С помощью света можно усилить художественную выразительность интерьера, подчеркнуть его пространственные особенности и пластику. Здесь, на станции «Маяковская», Душкин расположил светильники в 33 овальных куполах. В перспективе уходящего зала эти парящие купола кажутся огромными сияющими люстрами. Интерьер полон света, полутеней, рефлексов.

Заинтересуют вас, конечно, красочные мозаики из смальты – кусочков цветного непрозрачного стекла. Они расположены глубоко в куполах. Эти мозаичные плафоны создал известный советский художник А. Дейнека. Первые эскизы он разрабатывал вместе с архитектором. Времени было мало, работали увлеченно. Ведь мозаика в метро – это было впервые! Сам Дейнека писал потом:

«Хорошо, когда перед тобою – новое дело. А задача действительно замечательная: метро должно быть красиво, современно конструктивно и эстетически.

Стиль метро создается в синтезе труда ученых и рабочих, инженеров и архитекторов, скульпторов и художников.

Есть особая прелесть в начале проектировки, когда еще нет ничего даже на бумаге, когда, строго согласуя форму с идеей, родятся, растут залы, становятся в ряд колонны, стены и своды покрываются самым современным покровом, мысленно проносятся обтекаемые поезда, повторяясь в зеркальных гранях гранитов и мраморов разного цвета и силы тона...

Увлекательно работать с архитектором-строителем... по чертежам, цифрам делать эскизы для куполов, которых еще нет, набирать мозаику, которую еще некуда подвесить.

За шесть месяцев до открытия метро началась работа над эскизами, картонами, подборкой смальты. В это время в шахту спускали еще в обычной клети, и в стволе вас обдавала вода, а внизу молодая армия метростроевцев героически билась за новые рекорды. Темпы стройки метро диктовали и сроки работы мозаичной мастерской. На станции «Площадь Маяковского» стройно вырастали два ряда колонн, поддерживающих купола с зияющими вверху дырами, куда должны были лечь плиты мозаик.

Когда мозаику уложили в приготовленное для нее гнездо, живописное поле заблестело, заиграло под лучами света, создавая родство, единство с полировкой мраморов и богатейшим острым блеском колонн из нержавеющей стали – стали, давшей основной тон всей станции. Отблески бегут по гофрировке колонн вверх, переходя в глубину плафонов».

Все мозаики объединяет общая тема – сутки советского неба. Звонкие аккорды чистых красок отражают настроение ясного летнего дня, теплого подмосковного вечера, бездонной ночи. Мозаик много – в каждом куполе: парящий планер, парашютист под куполом, ветка яблони, спортсмен в прыжке, комбайн на фоне мирного неба. Мирного...

6 ноября 1941 года, глубоко под землей, на станции метро «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвященное 24–й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.

Это было необычное заседание. Враг рвался к Москве. Ежедневно 200–300 немецких бомбардировщиков поднимались в воздух, направляясь к нашей столице. Немногим из них удавалось прорваться, и все же для обеспечения безопасности было принято решение провести собрание не как обычно, в Большом театре, а на «Маяковской».

Во время войны здесь укрывались от воздушных налетов женщины, старики, дети. Засыпая, они видели над собой, глубоко в куполах, необыкновенно красивое мирное небо, которое навечно запечатлел художник в своих мозаиках. Наяву оно открылось им только через четыре долгих года...

Сейчас это уже история. Кончилась война, и перроны вновь заполнила шумная людская толпа. С тех пор ни на один день не останавливается этот непрерывный поток вечно спешащих москвичей и гостей столицы!

Трижды лауреат Государственной премии СССР, профессор Московского архитектурного института А. Н. Душкин отдал много сил, энергии и таланта проектированию и строительству столичного метрополитена: он автор еще двух замечательных станций – «Кропоткинской» и «Автозаводской». Архитектор был верен классическому направлению и создал целый ряд произведений, занявших почетное место в истории советской архитектуры. Среди них полюбившиеся москвичам высотное здание на Лермонтовской площади и универмаг «Детский мир».

Станция «Маяковская» – одна из вершин творчества зодчего. Прекрасная и торжественная, она и сегодня современна, как сорок лет назад. Так всегда будет.

Как много скрыто от наших глаз в глубинах истории. И кажется, что невозможно в полной мере осознать те или иные события, ощутить дух эпохи и проникнуться до глубины души важностью, величественностью, загадочностью или противоречивостью событий.

Московское метро – один из многочисленных культурных объектов нашей страны. Этот транспортный узел перевозит ежедневно миллионы людей и в суете столичных будней мы совсем забыли, а многие даже никогда не знали о том, что любая станция метро, подобно человеку, растет и развивается, участвует в конкурсах и принимает гостей, у каждой станции столичной подземки своя история, своя биография.

В своей работе я попыталась изучить историю станции метро Маяковская в период Великой Отечественной войны и потом возникла идея сравнить ее с современным видом станции. После изучения материала я поняла, что не только сейчас, но и 65 лет эта станция играла очень важную роль. И если сейчас пассажирам на станции бывает дискомфортно от большого количества народа, то в военные годы людей заботили куда более серьезные вещи, а именно их жизнь и жизнь их близких.

Я постаралась передать ту связь эпох, которая вызывает самые положительные и яркие эмоции, постаралась чтобы все кто читал мою работу смогли сквозь времена полюбоваться станцией метро Маяковская, увидеть какой она была раньше, и которой москвичи очень многим обязаны.

Цель: Создание образа станции метро Маяковская как носителя эмоциональной и исторической памяти.

Задачи:
1. Изучить историю станции метро Маяковская
2. Соотнести два периода существования станции метро Маяковская
3. Визуализировать полученные результаты

Методы:
1. Работа с литературой
2. Анализ
3. Сравнение
4. Фотосъемка
5. Фотомонтаж

Станция метро "Маяковская"

Московский метрополитен сегодня - это 177 станций на 12 линиях, общей протяженностью 292,2 км, но из этого огромного количества станций хотелось бы выделить одну, открытую в составе второй очереди строительства Московского метрополитена 11 сентября 1938 года, названную в честь советского поэта Владимира Владимировича Маяковского,- станцию «Маяковская».

Почему именно она привлекла мое внимание? Потому что очень много событий в истории нашей Родины происходили на этой станцией. И я хотела показать, что забытые, ушедшие в прошлое моменты нашей истории, можно оживить и придать им новые краски.

«Маяковская» - станция Замоскворецкой линии московского метрополитена. Проектные названия станции - «Триумфальная площадь», «Площадь Маяковского», архитектором проекта был Алексей Николаевич Душкин. Маяковская стала первой в мире колонной станцией глубокого заложения. Свод станционного зала опирается на стальные колонны, покоящиеся на массивной железобетонной плите основания.

Конструкция подземного зала уникальна. Массивные пилоны заменены сравнительно тонкими колоннами, покрытыми рифленой нержавеющей сталью. Угловые части колонн на высоту человеческого роста выложены пластинами уральского камня «орлец» и садахлинского мраморовидного известняка. В оформлении вестибюля был использован светло-серый мрамор «уфалей» и шрошинский известняк из Грузии. Путевые стены станции облицованы мрамором «уфалей» (вверху) и диоритом (внизу). Пол выложен белым мрамором, серым и розовым гранитом. Свод центрального зала украшают овальные ниши, в которых размещены светильники и великолепные мозаичные панно из смальты, выполненные по эскизам Народного художника СССР Александра Александровича Дейнеки (1899-1969) на тему «Сутки страны Советов». Пол выложен белым мрамором и серым гранитом. Светильники находятся в 34-х овальных нишах свода центрального зала. При открытии станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями, другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения. После открытия второго выхода станции «Маяковская», которое состоялось 2 сентября 2005 года, многие пассажиры могут впервые увидеть мозаику Александра Дейнеки «Красное Знамя», украшающую свод центрального зала станции. Теперь для служебных и технических нужд построены новые помещения, а мозаика вновь открыта для обозрения.

Подземная архитектура станции принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая, благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций с более традиционным декором, сближается здесь с международным «ар деко».

В 1938 году уникальный проект станции получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке. С 1980-х станция имеет статус памятника архитектуры. А в 2001 году станция была включена в список памятников истории и культуры местного значения как один из ценнейших архитектурных объектов города Москвы.

В конце 80-х станция получила статус Памятника архитектуры. В 2001 году Правительство Москвы приняло решение включить станцию «Маяковская» в список памятников истории и культуры местного значения.

Во время Великой Отечественной войны на станции «Маяковская» располагался командный пункт московского штаба ПВО. Отсюда была налажена связь со всеми районами города и с фронтом, велось руководство обороной столицы.

Станцию «Маяковскую» как наиболее просторную и хорошо защищенную от авиабомбовых атак (станция глубокого заложения – 8м) выбрали местом проведения торжественного заседания президиума Верховного Совета и Совнаркома СССР, посвященного 24-й годовщине Октябрьской революции.

6 ноября 1941 года станция метро «Маяковская» была закрыта для пассажиров. Поезда проносились мимо неё. На станции шла спешная работа. Платформа превращалась в зал. В противоположном от входа конце перрона были оборудованы сцена и трибуна. На платформе расставили стулья. Станция была ярко залита электрическим светом. В вестибюле расположили гардероб.

Когда на станции подходили к концу последние приготовления, около двух тысяч человек бережно клали в карманы пригласительные билеты на торжественное заседание Московского Совета. Место заседания указывалось устно: станция «Маяковская».

В 17 часов 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога: 250 самолетов рвались к столице. Летчики и зенитчики не пропустили к городу ни одной вражеской машины. В 18.40 был дан отбой. А к семи часам участники заседания съезжались и сходились к темному подъезду.

Вход в метро не был освещен. Ручной фонарик милиционера на мгновение освещал билет, дверь открывалась – и посетителей встречали сияющие люстры, красный мрамор и нержавеющая сталь колонн, мозаика плафонов. В вагонах у платформы поместили буфет, где были чай, бутерброды и мандарины. В вагонах с занавешенными окнами переодевались артисты, был дан большой концерт.

На совещании присутствовали две тысячи человек. Сталин приехал на обычном поезде метро. В целях безопасности подали сразу четыре состава: два – на «Белорусскую» и два – на «Площадь Свердлова» (ныне «Театральная»). Никто не знал, на каком именно поезде поедет Сталин. Он приехал на машине на «Белорусскую» и отсюда в одном из приготовленных поездов прибыл на «Маяковскую». Большинство москвичей считало, что ни традиционного заседания Московского Совета, ни, тем более, парада на Красной площади не будет: нельзя сосредоточить массы людей, создать мишень для бомбежки.

Но 6 ноября 1941 года здесь на глубине восьми метров, по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической Революции, на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы выступил с докладом Сталин, и снова были произнесены слова «Наше дело правое». Заседание транслировалось по радио, и вся страна слышала и знала: Москва стоит, в Москве праздник, народ Советского Союза не сломлен!

Станция также стала символом стойкости русского народа. Во время немецких авиа налетов она использовалась как бомбоубежище для сотен людей. Именно на этом полу проводили ночи, спали москвичи, спасаясь от бомбежек; здесь рождались дети, справлялись дни рождения, отмечались праздники. На станции Маяковская была организованна кухня и налажено питание, оказывалась медицинская помощь пострадавшим. По всей длине станции разместились спальные места. Сама фактура камня станции несет в себе глубину исторической памяти.

Также станцию «Маяковская» поистине можно назвать музыкальной, ведь её южный вестибюль станции встроен в здание концертного зала имени П.И.Чайковского. Всего у станции три наземных вестибюля.

Вот так одна станция метро за время своего существования смогла побывать госпиталем и убежищем, детским садом и школой, спальней и музыкальным классом, победителем международной выставки и памятником архитектуры, а также залом заседания Московского совета, на котором были произнесены слова, так необходимые москвичам. А небольшие усилия помогли нам воссоздать тот эмоциональный фон и атмосферу, царившую в те далекие времена.

В настоящее время на станции идут ремонтные работы, после реконструкционных работ мозаика "Красное Знамя" будет вновь открыта для обозрения. Реставрационные работы будут закончены в 2010 году, когда московский метрополитен отметит 75-летний юбилей.

В 1935 г. архитектор С. Кравец в качестве эксперимента создал проект станции глубокого заложения. Эту станцию уже начали строить, но инженеры не учли сложные геологические условия: свод станции начал покрываться трещинами. Тогда созвали комиссию, в которую вошел архитектор А. Душкин. Существенно изменив проект, он и стал новым архитектором этой станции. Впервые в станции глубокого заложения бетон внутренних опор был заменен металлом - и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны. При участии авиаконструктора А. Путилина на заводе «Дирижаблестрой» были изготовлены арочные металлические элементы сложного профиля, которые значительно усиливали конструкцию.

Открыта «Маяковская» 11 сентября 1938 г. в составе второй очереди Московского метрополитена. Это трехсводчатая станция с двумя рядами колонн. Каждый свод эллипсовидный в сечении - так же, как и арки. В своде центрального нефа - 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно из смальты. Делались они по эскизам А. Дейнеки из цикла «Авиация». Колонны и арки покрыты нержавеющей сталью. В целом, станция, созданная в эпоху «сталинского ампира», воспринимается достаточно авангардной и может быть причислена к стилю ар-деко.

Одним из недостатков архитектурного оформления станции можно считать то, что мозаики расположены глубоко в нишах и заметны только тогда, когда стоишь под ними. Поэтому ниши в перспективе станции воспринимаются лишь как элементы освещения. Тем не менее, художественные и конструктивные достоинства «Маяковской» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В годы войны станция служила бомбоубежищем, а 6 сентября 1941 г. здесь на заседании Московского съезда депутатов, которое транслировалось по радио, выступил Сталин.

Интересно, что изначально проект станции носил название «Триумфальная площадь», но в 1936 г. саму площадь переименовали в «Площадь Маяковского». Так и должна была называться эта станция, но в конечном итоге решили остановиться на более простом и кратком названии - «Маяковская».

Многие критики отмечали отсутствие темы поэта в мозаиках Дейнеки. Мозаичных панно, кстати, изначально было 35, но одно было утеряно из-за устройства в последующие годы гермозатвора. А бюст Владимира Маяковского работы скульптора А. Кибальникова появился в торце станции только после войны.

Станция имеет два наземных вестибюля. Один из них встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского и был открыт 11 сентября 1938 г. вместе со станцией. Второй вестибюль был открыт в 2005 г. Его авторами стали архитекторы Н. Шумаков и Г. Мун. Свод кассового зала украшен мозаиками художника И. Лубенкова на тему неба и строками из стихотворений Владимира Маяковского. Сюда же был перенесен и бюст поэта.

Со станцией связан один интересный факт: "Уважаемые пассажиры, будьте осторожны при выходе из последней двери последнего вагона". В Московском метрополитене это объявление звучит только в составах Замоскворецкой линии и только на станциях «Маяковская» и «Павелецкая». Дело в том, что длина платформы на этих станциях оказалась недостаточной для приёма восьмивагонных составов. В состав Замоскворецкой линии входят участки второй очереди строительства метро (1938 год), не приспособленных для восьмивагонных составов, которые появились в метро с ростом пассажиропотоков.

Когда составы на Замоскворецкой линии стали восьмивагонными, оказалось, что выход из последней двери последнего вагона на станциях «Маяковская» и «Павелецкая» не соответствует концу станции, а находится дальше. В этих местах удалось сделать только небольшое углубление в полметра шириной, фактически находящееся уже в тоннеле. Поэтому пассажирам, выходящим из последней двери последнего вагона на станциях «Павелецкая» и «Маяковская», следует быть особенно внимательными, чтобы не удариться при выходе о тюбинг тоннеля.